10 октября 1956 года с конвейера Горьковского автозавода сошел первый автомобиль «Волга», которому суждено было стать одной из самых культовых моделей советского автопрома. Легендарная «двадцать первая» выпускалась до 1970 года и за свою историю пережила две программы обновления, а также получила множество спецверсий.

Первая «Волга»

ГАЗ-21 «Волга», который по праву считается преемником «Победы», оснащался модернизированным 2,4-литровым бензиновым двигателем с отдачей 65 л.с. Очень стильный для того времени дизайн, просторный салон с комфортными диванами, вместительный багажник и надежность сделали этот седан мечтой для многих автомобилистов. Правда, позволить новинку мог далеко не каждый советский гражданин. Скорее первая «Волга» изначально предназначалась для чиновников и партийных деятелей.

Фото: Мусаэльян Владимир, Трепетов Борис / Фотохроника ТАСС Фото: Мусаэльян Владимир, Трепетов Борис / Фотохроника ТАСС

Не секрет, что при разработке ГАЗ-21 советскими инженерами активно закупались и изучались различные зарубежные автомобили, среди которых были Ford Mainline или Plymouth Savoy. Однако вопреки распространенному мифу все эти машины неправильно считать зарубежными прототипами «Волги». Всего же машина за свою историю пережила три рестайлинга, впрочем, в Стране Советов такого слова еще не было, поэтому новые модели ГАЗ-21 именовались «выпусками».

Статьи 21 апреля 2020 Новая «Волга». Какой она могла стать в 2020 году Фото 30 мая 2019 «Кирпич», ротор и «догонялка»: на чем ездили спецслужбы СССР

Над внешностью «Волги» работал художник-конструктор Лев Еремеев. Главными отличительными особенностями советского седана стали хромированная решетка с вертикальными прорезями и фирменная статуэтка оленя на капоте. Эта фигурка животного будет устанавливаться на машину вплоть до 1960-х, после чего от нее решат отказаться ради безопасности. Однако многие владельцы поздних «Волг» самостоятельно оборудовали свои машины знаменитой статуэткой вместо новой фирменной «капли».

«Автомат» и версия для спецслужб

Обычный ГАЗ-21 предлагался с трехступенчатой механической коробкой передач, однако изначально конструкторы планировали уже в базе оснастить машину полноценным «автоматом». Но из-за сложности в обслуживании от этой идеи пришлось отказаться. На Горьковском автозаводе была выпущена лишь небольшая партия автомобилей с АКП, и сейчас такие машины можно увидеть только на тематических выставках олдтаймеров. Точное количество выпущенных ГАЗ-21 с «автоматом» до сих пор неизвестно.

Фото: autowp.ru

Также трехступенчатой автоматической коробкой оснащались особые «Волги», которые выпускались для сотрудников спецслцужб. В народе такие модификации назывались «догонялки». Так, мелкосерийный седан под названием ГАЗ-23 предназначался для погонь, сопровождения кортежей и выполнения секретных заданий. Автомобиль укомплектовали восьмицилиндровым бензиновым двигателем мощностью 195 л.с. и 420 Н·м крутящего момента.

Экспортные модификации

Особую модификацию «Волги» подготовили специально и для экспорта. Такая машина комплектовалась форсированным до 80 л.с. двигателем и механической КП. Кузов машины украшали дополнительные элементы из хрома. Первыми странами, куда начали поставлять ГАЗ-21, стали Финляндия и Норвегия.

Фото: autowp.ru

Кроме этого, для стран с левосторонним движением советские инженеры подготовили праворульные «Волги». Более того, в пригороде Брюсселя компания Scaldia-Volga организовала «отверточную сборку» советских седанов. Такие «Волги» впервые получили дизельные агрегаты мощностью от 48 до 62 л.с. Всего было произведено около 120 подобных автомобилей. Также свою версию «Волги» для европейских рынков подготовило кузовное ателье Ghia. Однако в серию этот проект так и не пошел.

Кроме этого, в Китае в 1960 году было налажено производство седана Dongfanghong BJ760 («Красный Восток»), который являлся копией «Волги». Помимо идентичного дизайна этот автомобиль получил четырехцилиндровый двигатель и трехступенчатую коробку передач также от ГАЗ-21. Всего в Китае было произведено около 230 двойников советского седана, после чего по приказу председателя пекинского ревкома Се Фучжи производство было прекращено.

Фото: wikipedia.org

Самый популярный автомобиль для милиции

ГАЗ-21 стал одним из самых распространенных автомобилей у советской милиции. Чтобы не сверлить крышу для установки громкоговорителя и проблескового маячка, инженеры придумали для машины специальную подставку. Кроме этого, машину оборудовали фарами-искателями, желтыми противотуманками и фонарем с надписью «Остановитесь!». Помимо патрульно-постовой службы «Волги» активно поставлялись и в подразделения Госавтоинспекции.

Фото: Созинов Виталий / Фотохроника ТАСС

Доступное такси для советского гражданина

Уже в 1957 году ГАЗ-21 начинают массово пополнять таксопарки крупных советских городов: Москвы, Ленинграда, Киева. Чуть позже «Волги» вышли на маршруты и в других городах СССР. От обычных седанов такие машины отличались в первую очередь специальными опознавательными знаками — шашечками. Единого стандарта по ним не было. Знаки могли быть как белого, так и черного цвета, а рисовали их чаще всего на капоте или передних дверях машины. Кроме этого, у автомобилей такси отсутствовала антенна над ветровым стеклом, а также фирменная статуэтка оленя. В салоне седана вместо приемника устанавливался таксометр. После того как таксомоторная «Волга» проезжала около 350 тыс. км, ее отправляли на капитальный ремонт или в случае необходимости просто списывали.

Фото: Меснянкин Ю. / Фотохроника ТАСС

Позже все модификации ГАЗ-21 стали оснащаться 75-сильным мотором, а в 1963 году на автомобилях-такси установили раздельные передние сиденья. Это было сделано для того, чтобы задний диван можно было разложить для перевозки дополнительного багажа. Также такси ГАЗ-21 активно отправляли на экспорт. Такие машины в то время можно было встретить даже в странах за пределами социалистического блока.

Универсал для Юрия Никулина

В первой половине 1960-х «Волга» третьего выпуска получила модификацию в кузове универсал под названием ГАЗ-22. В первую очередь такие машины предназначались для госучреждений. Например, пятиместный универсал мог использоваться как санитарный автомобиль. При сложенном заднем диване машина могла перевозить крупногабаритные грузы массой 400 кг. Под капотом — рядный четырехцилиндровый двигатель мощностью 75 л.с.

Фото: autowp.ru

В частные руки эти машины начали попадать только в 1970-х. Впрочем, некоторые ранние образцы советские граждане все же смогли заполучить в личное пользование. Например, редким универсалом владел актер Юрий Никулин, который заплатил за него более 6 тыс. руб. Черная «Волга» с номерами 80–60 МОТ прослужила герою многочисленных советских комедий без малого 30 лет.

От admin