Фото: Shutterstock
О планах создать транспортно-экономический коридор «Индия — Ближний Восток — Европа» (IMEC) было объявлено на полях саммита G20 в Нью-Дели в сентябре 2023 года. Соответствующий меморандум о взаимопонимании подписали представители Индии, США, ОАЭ, Саудовской Аравии, Франции, Германии, Италии и ЕС. К проекту также должны присоединиться Израиль и Иордания.
Целью этого масштабного транспортно-инфраструктурного проекта его участники называют стимулирование экономического развития путем содействия взаимосвязанности и экономической интеграции между Азией, регионом Персидского залива и Европой. Предполагается, что IMEC будет состоять из двух коридоров: восточного, соединяющего Индию морем с ОАЭ, и северного, который будет продолжен из ОАЭ по суше в Саудовскую Аравию, Иорданию и Израиль и далее морем в Европу.
Проект предусматривает объединение железных дорог и портов в единую трансграничную сеть в дополнение к существующим морским и автомобильным транспортным маршрутам. Вдоль железных дорог планируется проложить кабели для передачи энергии и цифровых данных, а также трубопровод для экспорта зеленого водорода.
Ветер с моря дул: что происходит с зеленой энергетикой Индии
Участники проекта надеются, что IMEC позволит снизить зависимость от транзита через Суэцкий канал. По оценкам экспертов, благодаря высокоскоростным грузовым поездам, способным развивать скорость 120 км/ч, новый маршрут сократит сроки доставки товаров на 40%.
История проекта
Идея коридора созрела в рамках переговоров в четырехстороннем формате Индия — Израиль — ОАЭ — США. Реализация задуманного стала возможной благодаря нормализации отношений между Израилем и ОАЭ и началу процесса переговоров о нормализации между Израилем и Саудовской Аравией. В октябре 2021 года состоялась встреча в режиме онлайн министров иностранных дел Индии, Израиля, ОАЭ и США, положившая начало четырехстороннему формату I2U2 (по первым буквам названий стран-участниц на английском языке).
В июле 2022 года прошел первый саммит по видеосвязи в этом составе. В качестве шести приоритетных направлений для совместных инвестиций были выделены водные ресурсы, энергетика, транспорт, космос, здравоохранение и продовольственная безопасность. В мае 2023 года впервые в четырехстороннем формате встретились советники по национальной безопасности Индии, США, ОАЭ и Саудовской Аравии. На встрече обсуждалось налаживание региональной взаимосвязанности Ближнего Востока с Индией и миром.
Однако уже в октябре 2023 года, буквально через месяц после анонсирования IMEC на саммите G20, произошло обострение конфликта между Израилем и палестинским движением ХАМАС, что сразу же поставило жизнеспособность коридора под вопрос. Из-за ситуации на Ближнем Востоке не состоялась предусмотренная меморандумом встреча для выработки плана действий по коридору. Кроме того, была отложена встреча в формате I2U2.
Тем не менее работу над проектом не остановили: в феврале 2024 года во время визита премьер-министра Индии Нарендры Моди в ОАЭ было подписано двустороннее межправительственное рамочное соглашение о сотрудничестве в развитии IMEC. Соглашение нацелено на укрепление кооперации в портовой инфраструктуре, морском судоходстве и логистике.
Отрицательное сальдо: как влияет на Индию дефицит торгового баланса
В мае 2024 года в ОАЭ для обсуждения проекта IMEC в рамках заключенного соглашения побывала межведомственная делегация из Индии, в которую вошли представители Министерства портов, судоходства и водных путей, Министерства торговли и промышленности, Главного управления акцизов и таможни, порта Кандла. Делегация посетила порты Халифа, Фуджейра и Джабаль-Али, где обсудила вопросы упрощения перемещения товаров между странами, а также провела встречи с таможенными властями ОАЭ.
Интересы Индии
В Нью-Дели полагают, что экономический коридор расширит стратегическое взаимодействие Индии с Ближним Востоком и Европой. В 2023 году Евросоюз занял первое место среди крупнейших торговых партнеров Индии (товарооборот составил $135 млрд), опередив США и Китай. ЕС также стал вторым по значению рынком для индийского экспорта (17,6% от общего объема экспорта) после США.
ОАЭ и Саудовская Аравия являются крупнейшими партнерами Индии на Ближнем Востоке. По итогам 2023/24 финансового года Абу-Даби и Эр-Рияд заняли третье ($83,6 млрд) и пятое место ($43,4 млрд) среди внешнеторговых партнеров Нью-Дели соответственно. В свою очередь, Индия стала вторым крупнейшим партнером и ОАЭ, и Саудовской Аравии. Важным фактором в развитии связей между государствами служит тот факт, что в странах Залива проживает многочисленная индийская диаспора: в ОАЭ насчитывается 3,5 млн выходцев из Индии (что составляет треть населения страны), в Саудовской Аравии — 2,6 млн.
В начале мая 2022 года вступило в силу соглашение о всеобъемлющем экономическом партнерстве между Индией и ОАЭ. В соответствии с ним были отменены или снижены пошлины более чем на 80% товаров из обеих стран, устранены технические барьеры, а также расширены возможности для экспорта услуг.
Традиции и реальность: что нужно знать о протекционизме в Индии
Стратегическим узлом коридора IMEC выступает порт Хайфа в Израиле. В 2022 году консорциум индийской Adani Ports and Special Economic Zone (APSEZ) и израильской Gadot Group выиграл тендер на приватизацию порта за $1,2 млрд (APSEZ и Gadot Group получили 70 и 30% акций соответственно).
Планы по строительству трубопроводной системы для экспорта зеленого водорода в рамках IMEC идут в русле стратегии Нью-Дели по превращению страны в глобальный центр производства, использования и экспорта экологически чистого водорода. В соответствии с Национальной миссией по зеленому водороду (National Green Hydrogen Mission), утвержденной в январе 2023 года, правительство поставило цель произвести 5 млн т зеленого водорода к 2030 году. На программу стимулирования производства экологически чистого водорода и электролизеров уже выделено $2,4 млрд. По информации газеты The Hindu Business Line, Индия инициировала обсуждение возможных поставок зеленого водорода во Францию, Италию и Германию.
Коридор IMEC также встраивается в инициативу «Одно солнце, один мир, одна сеть» по созданию трансграничной сети распределения солнечной энергии, выдвинутую Моди в рамках Международного солнечного альянса в 2018 году. На первом этапе предполагается создание общей сети для Южной Азии, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Меморандумы о взаимопонимании по сотрудничеству в сфере возобновляемой энергетики и объединения энергосетей Индия уже подписала с ОАЭ и Саудовской Аравией.
Риски и проблемы
В конце июня президент Индии Драупади Мурму, выступая в парламенте страны, заявила, что «именно видение Индии придало очертания коридору Индия — Ближний Восток — Европа», а реализация этого проекта станет одним из переломным моментов XXI века. Тем не менее вызовов на пути IMEC пока больше, чем перспектив. Главным препятствием остается напряженность на Ближнем Востоке: обострение конфликта между Израилем и ХАМАС подрывает возможность реализации проекта в обозримом будущем. Конфликт также замедлил процесс нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией, который был поставлен на паузу как минимум до президентских выборов в США.
В отсутствие технико-экономического обоснования проекта возникают вопросы относительно рентабельности предлагаемых транспортно-логистических маршрутов, а также маршрутов транспортировки зеленого водорода. Для реализации IMEC необходима масштабная модернизация железнодорожной инфраструктуры, а на значительной части коридора — создание с нуля. По данным The Hindu, на ветке железнодорожного маршрута от Хайфы до порта Фуджейра отсутствует участок протяженностью 1095 км, от Хайфы до порта Джабаль-Али — 745 км, от Хайфы до порта Абу-Даби — 629 км, от Хайфы до порта Даммам — 289 км, от Хайфы до порта Рас-эль-Хайр — 269 км. Мультимодальный коридор требует и скоординированных усилий по созданию так называемой мягкой инфраструктуры: гармонизации процедур пересечения границ и тарифной политики, совершенствования механизмов платежей и страхования, цифровизации.
Из варяг в Индию: какие перспективы есть у МТК «Север — Юг»
Неясным остается вопрос финансирования IMEC. Каких-либо обязательств стороны на себя пока не брали, хотя Саудовская Аравия обещала вложить в проект $20 млрд. Однако очевидно, что реализация коридора может потребовать гораздо более значительных вложений.
Есть принять во внимание высокую стоимость, сложность и многосторонний характер проекта, при оптимистическом сценарии его реализация может растянуться на десятилетия. В случае же развития событий по пессимистическому сценарию не исключено, что коридор «Индия — Ближний Восток — Европа» повторит судьбу многочисленных транспортно-инфраструктурных проектов — долгостроев, которые не учитывали политические риски и так и не вышли на стадию реализации.