Фото: Shutterstock

Несмотря на то, что железнодорожная сеть Индии — четвертая по протяженности в мире, охватывает 68,5 тыс. км маршрутов и включает в себя более 132,3 тыс. км путей, доминирующим видом транспорта в стране для перевозки грузов остаются автомобильные дороги.

В 2022–2023 финансовом году Индийские железные дороги перевезли 1,4 млрд т грузов. Для этого задействовали в среднем 8,5 тыс. грузовых поездов в день. В то же время, автотранспорт обеспечивает около 70% всех грузоперевозок в стране, и на рынке прогнозируют, что эта доля снизится лишь до 64% к концу 2024 года, указывают в издании The Economic Times.

Страна дорог

Доминирующее положение автотранспорта в структуре логистики Индии объясняется рядом факторов. Страна на сегодняшний день располагает второй по протяженности дорожной сетью в мире — около 5,9 млн км. Автомобильный транспорт предлагает гибкость и прямую доставку «от двери до двери», что устраняет необходимость в промежуточных этапах транспортировки и снижает затраты.

Помимо этого, средняя скорость грузовых поездов, которая составляла 44,4 км/ч в 2021–2022 годах, значительно уступает скорости автотранспорта. Особенно эта разница заметна на коротких и средних дистанциях. Более того, историческая нехватка инвестиций в железнодорожную инфраструктуру и приоритет пассажирских перевозок создают препятствия для роста доли железных дорог в сегменте грузоперевозок.

С какими проблемами столкнулся МТК «Индия — Ближний Восток — Европа»

Тем не менее, Индия активно развивает сеть специализированных грузовых коридоров (Dedicated Freight Corridors, DFC), чтобы повысить эффективность и скорость перевозок. Эти коридоры предназначены только для грузовых поездов и по задумке правительства должны устранить задержки из-за приоритетов пассажирских составов. Например, Восточный грузовой коридор длиной 1,9 тыс. км соединяет Лудхияну в штате Пенджаб с Данкуни в Западной Бенгалии. Западный грузовой коридор, протяженностью 1,5 тыс. км, связывает порт Джавахарлала Неру (Jawaharlal Nehru Port Trust, JNPT) в Мумбаи с городом Дадри в штате Уттар-Прадеш. К апрелю 2024 года строительство Западного коридора было завершено на 85%.

Всего, по данным на апрель 2024 года, 90% сети DFC было введено в эксплуатацию. На этих коридорах уже сегодня ежедневно курсируют около 300 грузовых поездов. Поезда достигают рекордной для Индии скорости 99,4 км/ч, что выше, чем у многих пассажирских составов, включая престижные экспрессы Rajdhani. Чтобы достичь этого результата в DFC используют сложные технологии, включая автоматические системы управления движением поездов и современные методы мониторинга. Это и позволяет минимизировать задержки и снижать эксплуатационные затраты.

Помимо DFC, Индия развивает проект «Золотой четырехугольник» (Golden Quadrilateral Freight Corridor, GQFC), который соединяет крупнейшие метрополии страны — Дели, Мумбаи, Ченнаи и Калькутту. Общая длина маршрутов этой сети составит 10,1 тыс. км. Планируется, что она будет обслуживать 55% всего грузового движения в Индии.

Модернизация

Одно из ключевых направлений модернизации железнодорожной сети — полная электрификация. На конец 2023 года более 64 тыс. км маршрутов было переведено на электротягу с использованием 25-кВ переменного тока. Это не только снижает эксплуатационные расходы, но и способствует значительному уменьшению углеродного следа транспортного сектора.

Ветер с моря дул: что происходит с зеленой энергетикой Индии

Кроме того, в стране реализуют проекты по установке систем автоматической блокировки (Automatic Block Signaling, ABS) на 4,1 тыс. км маршрутов и внедрению индийской системы автоматической защиты поездов Kavach. Эта технология помогает предотвращать аварии, автоматически останавливая поезда в случае угрозы столкновения или превышения скорости.

Развитие сети специализированных грузовых коридоров (Dedicated Freight Corridors, DFC) оказывает значительное влияние на индийскую экономику за счет повышения эффективности логистики и снижения ее стоимости. В настоящее время логистические издержки в Индии составляют 13–14% ВВП, что значительно выше среднего уровня в развитых странах (8–10%). Сеть DFC нацелена на сокращение этих расходов до уровня ниже 10%, что сделает индийские товары более конкурентоспособными на внутреннем и международном рынках.

Кроме того, увеличение скорости перевозок до 99 км/ч и снижение времени доставки грузов на 50% стимулируют рост производительности промышленных кластеров вдоль коридоров, поддерживая экономическое развитие страны. Аналитики прогнозируют, что этот проект может добавить около ₹16 тыс. крор ($2 млрд) к ВВП Индии. В 2024 году общий объем индийского экспорта прогнозируется на уровне $770 млрд, значительная часть которого будет транспортироваться по сети DFC.

Вызовы

Однако железнодорожный сектор сталкивается с рядом трудностей. Исторически в Индии доходы от грузоперевозок использовались для субсидирования пассажирских тарифов, что делало железные дороги менее конкурентоспособными. Кроме того, железнодорожные маршруты часто требуют дополнительных перевалочных пунктов (как для пассажиров, так и для грузов) для достижения конечной точки, что увеличивает общие затраты.

Несмотря на эти трудности, перспективы железнодорожного сектора остаются оптимистичными, считают местные участники отрасли. Правительство активно развивает мультимодальные логистические центры, где железные дороги интегрируются с другими видами транспорта, такими как автодороги и морские порты. Это помогает снизить расходы на логистику и ускорить доставку грузов. Важную роль играет и ценообразование: для привлечения клиентов железные дороги предлагают гибкие тарифы и скидки на долгосрочные контракты.

Ставка на море: что нужно знать о портовой инфраструктуре Индии

Кроме того, растущий акцент на экологической устойчивости создает преимущества для железных дорог. Грузовые перевозки на поездах имеют гораздо меньший углеродный след по сравнению с автотранспортом, что делает их привлекательным выбором для компаний, стремящихся снизить негативное воздействие на окружающую среду.

В долгосрочной перспективе Индия планирует увеличить долю железных дорог в грузоперевозках за счет дальнейшей цифровизации процессов, таких как отслеживание грузов в реальном времени и автоматизированная погрузка/разгрузка. Это повысит скорость и надежность перевозок, сделав железнодорожный транспорт более привлекательным для бизнеса.

В будущем железнодорожный и автомобильный транспорт будут дополнять друг друга: железные дороги обеспечат эффективную перевозку крупных партий грузов на дальние расстояния, а автотранспорт — гибкость и доставку на конечные точки. Такой подход позволит создать сбалансированную транспортную систему, способную удовлетворить потребности растущей экономики Индии и снизить воздействие на окружающую среду.

От admin