В беседе с Autonews.ru специалисты оценили влияние санкций на стоимость и ассортимент автозапчастей, представленных на начало ноября в российской продаже. Оказалось, что по некоторым категориям цены по отношению к прошлому году даже незначительно снизились, но в целом детали продолжают дорожать. По многим позициям на десятки процентов.
Дорогим маслам нашли замену
Одна из наиболее интересных ситуаций сложилась в сегменте моторных масел. Согласно сведениям, предоставленным Autonews.ru членом правления Союза автосервисов России Ильей Плисовым, на оптовом рынке по Москве и Санкт-Петербургу моторные масла стали стоить в среднем на 2% меньше, чем стоили на 44-й неделе 2023 года. Такие данные были получены при сравнении 3439 артикулов по одним и тем же наименованиям товаров.
Эксперт уточнил, что в рознице масла в любом случае вряд ли стали дешевле. «Как это работает для клиента? Если запчасть в опте стоит 1000 рублей, то игроки могут наценивать от 10 до 100% и продавать в розницу — это то, что платит клиент в сервисе или магазине», — пояснил специалист.
По словам создателя аналитического агентства Aftermarket-DATA Дмитрия Болховского, в настоящий момент на нашем рынке представлено более 220 брендов моторных масел. Распределение рыночных долей основных игроков выглядит так:
Бренд | Доля |
Lukoil | 14,9% |
Shell | 6,8% |
ZIC | 6,4% |
Gazpromneft | 6,3% |
Rosneft | 4,4% |
KIXX | 3,2% |
Liqui-Moly | 3,1% |
Mobil | 2,9% |
ELF | 2,8% |
Motul | 2,8% |
Sintec | 2,7% |
Castrol | 2,7% |
Total | 2,5% |
Idemitsu | 2,4% |
G-Energy | 2,0% |
Rolf | 1,7% |
Hyundai-Kia-Mobis | 1,6% |
Totachi | 1,6% |
Eneos | 1,6% |
S-Oil | 1,4% |
Mannol | 1,4% |
Luxe | 1,3% |
NGN | 1,3% |
Bardahl | 1,2% |
Ravenol | 1,1% |
Teboil | 0,9% |
GM | 0,9% |
Roewe | 0,9% |
Wolf | 0,9% |
Valvoline | 0,9% |
Takayama | 0,8% |
ВМП-Авто | 0,7% |
Micking | 0,6% |
Lavr | 0,5% |
Nissan-Infiniti | 0,4% |
Reinwell | 0,4% |
Ford | 0,4% |
Прочие | 11,4% |
В компании отметили, что доля всемирно известных брендов, ушедших из России (Shell, Mobil, Castrol, Total), продолжает сокращаться. Это уже привело к значительному росту доли российской троицы Lukoil, Gazpromneft и Rosneft, а также увеличению продаж корейских марок ZIC и KIXX. Активно набирают популярность марки Sintec, Rolf, Takayama и бренда Reinwell, созданного бывшим дистрибьютором Liqui-Moly.
Примечательно, что именно категория масел остается лидером среди подделок. По остальным техническим жидкостям и автокомпонентам всплеска роста контрафакта специалисты не заметили.
Напомним, что по состоянию на октябрь 2023 года Союз автосервисов оценивал долю контрафакта в этой категории автомобильных товаров в 30–50%. С тех пор ситуация лишь ухудшалась. По оценке руководителя сервисного направления автомобильного маркетплейса Fresh Александра Носко, в августе 2024 года примерно 54% представленного в продаже масла было контрафактом.
В целом по рынку, согласно статистике Aftermarket-DATA, службы защиты покупателей крупнейших маркетплейсов ежемесячно выявляют до 0,9% контрафакта в обороте площадок. Опросы участников рынка показывают, что объемы подделок запчастей оцениваются менее чем в 0,25%.
В пресс-службе ассоциации «Российские автомобильные дилеры», куда мы обратились за комментариями, также не отметили всплеска роста числа поддельных автозапчастей.
Что подорожало больше всего
Наиболее подорожавшими в опте по отношению к аналогичному периоду прошлого года стали следующие компоненты:
Компонент | Среднее подорожание |
Стойки стабилизаторов | +39% |
Ролики ременных передач | +32% |
Диски тормозные | +29% |
Насосы водяные (помпы) | +28% |
Колодки тормозные | +28% |
Детали рулевого управления | +22% |
Амортизаторы | +21% |
Глушители | +21% |
Фильтры | +20% |
Втулки | +20% |
ШРУСы | +19% |
Опоры шаровые | +19% |
Детали трансмиссии | +15% |
Детали сцепления | +15% |
Щетки стеклоочистителя | +14% |
Ступицы | +14% |
Фары | +13% |
Пружины | +12% |
Радиаторы основные | +11% |
Коврики салона/багажника | +10% |
Все остальные товары, за исключением моторных масел (-2%) и шин (-1%), прибавили в стоимости в опте в диапазоне от 1 до 9%.
По словам Плисова, более чем на 50% подорожали товары следующих брендов.
Фильтры:
- Nevsky Filter (+91%)
- Green Filter (+86%)
- UFI (+61%)
Тормозные колодки:
- Eurorepar (+432%)
- Nisshinbo (+344%)
- Hella Pagid (+133%)
- Comline (+133%)
- Road House (+93%)
- Ashika (+78%)
- LPR (+51%)
Тормозные диски:
- Allied Nippon (+693%)
- Blitz (+198%)
- Hella Pagid (+143%)
- Comline (+130%)
- Road House (+120%)
- Nisshinbo (+102%)
- Ferodo (+75%)
- Remsa (+70%)
Кроме того, 50 артикулов аккумуляторных батарей Bosch подорожали вдвое — на 102%, более 700 артикулов Valeo подорожали на 61%, более 100 позиций Boge (амортизаторы и их элементы) выросли в цене на 53%, 600 артикулов амортизаторов Monroe поднялись в стоимости на 51%, а также более 600 позиций итальянских фильтров UFI стали дороже на 53%.
По подсчетам Aftermarket-DATA, медиана розничной цены запчастей за 10 месяцев изменилась всего на 4,7% — с 3227 руб. (январь 2024-го) до 3378 (октябрь 2024-го).
«Рынок запчастей обладает высокой ценовой инерцией за счет суммарного ассортимента: порядка 5 млн SKU и достаточно длинных складских остатков. А поскольку каналы параллельного импорта в настоящий момент стабилизировались и находятся в долларовой зоне (Китай, Эмираты, Турция, Индия), ценовая динамика рынка запчастей в основном повторяет динамику курса доллара», — конкретизировал Дмитрий Болховский.
Сохраняется ли дефицит
Из-за роста среднего возраста российского автопарка увеличивается и отечественный рынок автозапчастей. Правда, по словам представителей отрасли, этот рост происходит преимущественно за счет доли так называемых No Name запчастей из Азии. Нативные бренды из Китая, по словам Болховского, пока даже не начинали выходить на наш рынок. Происходит все большая его фрагментация при одновременном снижении качества и росте ценовой конкуренции. Специалист считает, что реальный рост конкуренции еще не начался; когда это произойдет, стоимость деталей может начать снижаться. В денежном эквиваленте рост российского рынка автозапчастей за последние 10 месяцев в Aftermarket-DATA оценили в 4,68%.
Товары классических западных брендов успешно заменяются собственными торговыми марками дистрибьюторов и корейскими компонентами. При этом, по словам Болховского, в топ-50 уже практически нет производителей, специализирующихся лишь на одной или двух группах автокомпонентов. Доля новых неизвестных брендов и товаров низкого качества продолжает расти.
По-прежнему сложно достать оригинальные запасные части разового спроса: их приходится закупать непосредственно на заводах: «Есть точечные проблемы с агрегатами и сложными узлами, а качество альтернативных компонентов снижается».
Одной из главных трудностей остается проблема каталогизации, однако теперь она касается не только «китайцев», но и машин всех других марок: к оригинальным каталогам утрачен доступ. Усугубил проблему уход разработчиков-универсалов, таких как TechAlliance (TecDoc).
Однако наблюдаются и позитивные тенденции. Появился локальный автомобильный каталог MaxGPT.pro на основе нейросети: система моделирует работу подборщика запчастей и поддерживает традиционный поиск по VIN и комплектации автомобиля. В результате пользователям выдаются готовые списки запчастей с заменами, техническими характеристиками и изображениями. Этот каталог предоставляет информацию не только по традиционным, но и по новым китайским брендам.
Материалы по теме:
- В России начнут маркировать автозапчасти для борьбы с контрафактом
- Рост цен и контрафакта. В России возник дефицит оригинальных запчастей
- Ступичный подшипник: что это, где находится и как понять, что пора менять
- Mercedes-Benz решил не поставлять запчасти в Россию в 2025 году