Госдума одобрила во втором и третьем чтениях законопроект, вводящий уголовную ответственность для организаторов схем с «бумажным» НДС — то есть злоумышленников, которые используют фирмы-однодневки для продажи недобросовестным налогоплательщикам фиктивных счетов-фактур в целях подтверждения налоговых вычетов такими налогоплательщиками. При фиктивной покупке сделка осуществляется только «на бумаге», товары не отгружаются и не оплачиваются, но вычет так называемого входящего НДС (налога, включенного в стоимость приобретаемых товаров) оформляется — тем самым занижается налоговая база.
Закон направлен в Совет Федерации. После подписания его президентом России закон вступит в силу через десять дней после официального опубликования.
Как организаторы «бумажного» НДС оказались вне закона
Законопроект обсуждался около двух лет: документ был внесен группой депутатов из «Единой России» и ЛДПР еще в конце 2022 года, а первое чтение состоялось в апреле 2023-го. Ко второму чтению были подготовлены поправки правительства, конкретизирующие предлагаемые депутатами нормы.
Принятый закон должен заполнить правовой пробел, заключающийся в том, что действующие нормы Уголовного кодекса не позволяют применить к организаторам махинаций с НДС мер уголовного воздействия, «соответствующих общественной опасности их деяния», следует из пояснительной записки. Так, ст. 327 Уголовного кодекса предусматривает ответственность за подделку, изготовление или оборот поддельных официальных документов. Однако документы, используемые для целей налогообложения, не признаются официальными, в результате чего привлечь по этой статье лиц за использование, изготовление и сбыт «бумажного» НДС невозможно. По действующим нормам ответственность наступает только при использовании (изготовление и сбыт не охватываются) заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций, предусматривая наказание вплоть до исправительных работ сроком до двух лет или ареста на срок до шести месяцев.
Закон дополняет УК новой статьей 173.3, которая касается именно организации деятельности по представлению в налоговые органы и (или) сбыту заведомо подложных счетов-фактур и (или) налоговых деклараций от имени юридических лиц, образованных через подставных лиц, либо с использованием персональных данных, полученных незаконным путем. Эти документы признаются подложными, если они содержат ложные сведения об отгрузке товаров, о выполнении работ, об оказании услуг или передаче имущественных прав. Как отмечается в пояснительной записке, счета-фактуры и налоговые декларации либо сбываются заказчику, либо по его поручению предоставляются в налоговые органы за вознаграждение.
«Закон позволит существенно снизить привлекательность такого криминального бизнеса, поскольку до сегодняшнего дня он оставался совершенно безнаказанным», — говорит партнер МЭФ Legal Вадим Зарипов.
Данные Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД свидетельствуют об увеличивающемся масштабе этой проблемы, уже в 2023 году ущерб составлял более 2 трлн руб., говорит член генсовета, руководитель экспертного совета по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов «Деловой России» Екатерина Авдеева. По ее словам, организаторы схем в среднем берут 6–8% от суммы, а значит, размер преступных доходов исчисляется десятками миллиардов рублей.
Суть схем с «бумажным» НДС
Под махинациями с «бумажным» НДС понимается вид противоправной деятельности, связанный со сбытом подложных счетов-фактур и налоговых деклараций. Схема заключается в том, что злоумышленники приобретают уставные документы организаций, зарегистрированных на подставных лиц (при этом такие лица могут осознанно являться номинальными директорами или же включение в ЕГРЮЛ происходит без их ведома). От имени таких организаций происходит изготовление подложных счетов-фактур и налоговых деклараций, подтверждающих налоговые вычеты недобросовестных налогоплательщиков.
За свои услуги организаторы схемы получают незаконное вознаграждение в виде 2–3% от суммы фиктивно подтвержденных налоговых вычетов, следует из пояснительной записки к законопроекту.
По данным ФНС, в 2021 году таким образом были оформлены незаконные налоговые вычеты на сумму порядка 1 трлн руб., указывалось в материалах к законопроекту. В зоне риска с точки зрения необоснованного возмещения находится до 1% всех вычетов по НДС, оценивал глава ФНС Даниил Егоров. По его словам, нелегальная деятельность по возмещению НДС сейчас сосредоточена вокруг специализированных теневых «площадок». Для обнаружения сомнительных операций по НДС налоговая использует систему АСК НДС, которая в автоматическом режиме отслеживает цепочку НДС, выявляя «налоговый разрыв» — несоответствие в данных из книг покупок и продаж у контрагентов.
Какие будут наказания
Согласно одобренным поправкам в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, уголовные последствия для организаторов будут различаться в зависимости от масштаба правонарушения и степени соучастия. Так, если в результате махинаций были извлечены незаконные доходы в крупном размере (для данной статьи — более 3,5 млн руб.), а правонарушитель работал без предварительного сговора с другими участниками, наказание будет следующим:
- штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
- либо принудительные работы на срок до четырех лет;
- либо лишение свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо без него.
Для лиц, впервые совершивших такое преступление с ущербом в крупном размере и без предварительного сговора, предусматривается освобождение от уголовной ответственности при условии перечисления в федеральный бюджет денежного возмещения в размере двукратной суммы причиненного ущерба или перечисления в бюджет дохода, полученного в результате совершения преступления, и денежного возмещения в размере двукратной суммы такого дохода.
Если же незаконные доходы квалифицированы как особо крупные (более 13,5 млн руб.), а организация схем производилась группой лиц по предварительному сговору или же организованной группой, ответственность будет строже:
- принудительные работы на срок до пяти лет;
- лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до 800 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
Что грозит покупателям услуг «бумажного» НДС
Совершенно понятно, что речь идет о специальной ответственности для организаторов площадок формирования «бумажного» НДС, занимающихся криминальным бизнесом, говорит Зарипов. Это, по его словам, подчеркивается указанием в тексте закона на «организацию деятельности», а не на совершение отдельных действий по уклонению от налогов.
В примечании к новой статье говорится об отгрузке товаров, выполнении работ и оказании услуг, а не их приобретении, то есть ответственность не адресована покупателям, указывает Зарипов. Для них по-прежнему предусмотрены ст. 198 и 199 Уголовного кодекса об уклонении от уплаты налогов.
Помимо этого, налоговая может доначислить НДС налогоплательщику, а также наложить штраф, который в случае умышленности уклонения составляет 40% от неуплаченной суммы налога.
Изначально формулировки законопроекта были весьма расплывчатыми и представляли риски для добросовестных компаний, напоминает Авдеева. «В результате нашей совместной работы с депутатами, ФНС и другими ведомствами акцент был сделан именно на «организации деятельности», что уберегает от ответственности, в случае если сам предприниматель при ведении хозяйственной деятельности или его бухгалтер указали неверные сведения, то есть направлены на исключение вменения этой статьи в совокупности с налоговыми составами», — отмечает она.
Авдеева также напоминает, что с 2025 года количество плательщиков НДС увеличится «и те, кто перейдет с «упрощенки» на схему с возвратом НДС, также смогут использовать эти схемы, что еще бы увеличило объем этого нелегального рынка» (если бы поправки не были приняты). С 2025 года предприниматели на «упрощенке» с годовым доходом свыше 60 млн руб. смогут выбрать общую ставку НДС в размере 10 или 20% со всеми полагающимися вычетами по «входному» НДС.